Лепим и Играем. Возраст 3+ . Занятия по договоренности.
Лепка открывает ребенку удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Ребёнок не только видит то, что слепил, но и трогает, поворачивает, переставляет, легко изменяет по своему желанию. Каждая фигурка в его руках как будто дышит и говорит. Вот почему с пластилиновыми персонажами так хорошо играть и ставить настольные спектакли. А вспомните пластилиновые мультфильмы? Профессиональные и самодельные.
Важно знать, что в лепке способности к творчеству развиваются у детей даже при минимуме материалов. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом находится умелый и в то же время тактичный взрослый, - лепка становится любимым занятием на долгие-долгие годы.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые в процессе лепки приобретают задуманную форму и сохраняют её хотя бы на некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок, бумажная масса для папье-маше (кусочки мягкой бумаги, смешанные с клейстером из муки или крахмала) и даже жевательная резинка... Чем разнообразнее выбор материалов, тем лучше. При этом техника лепки доступна детям дошкольного и младшего школьного возраста во всём богатстве и разнообразии способов (конструктивный, скульптурный, модульный, рельефный и другие). Чем разнообразнее техника, тем более интересные творческие работы способен создавать ребёнок в лепке. И всё же самое главное - это творческое воображение, без которого бессильна самая отточенная техника!
Техника лепки:
Конструктивный способ.
При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами "открывают" его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:
•объединение одинаковых форм(бусы,заборчик,колодец,сосиски);
•объединение похожих форм,отличающихся по величине(пирамидка,башенка,маяк,снеговик,неваляшка);
•объединение различных форм(грибок,бабочка,птичка,Чебурашка).
Пластический способ или скульптурный способ
Этот способ лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.
Комбинированный способ
Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.